Понедельник, 24.09.2018, 11:13
МАОУ "Михайловская СОШ имени В.С.Поповой"
 
Меню сайта

Категории раздела
Учебные новости [12]
Отдых учащихся [2]
Мероприятия [114]
События [118]

Нужные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Сайт МОиН РБ Россия - без жестокости к детям!

Технология обучения биологии на примере кейс-метода (Case study)

Суть кейс-метода (Case study) в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Кейс – это:

•  Кейс - это описание реальной ситуации.

•  Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).

•  Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

•  Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".

•  Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).

Особенностью кейс метода обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.

Материалы для создания кейса

•  Проблемные реальные ситуации

•  Интересные исторические факты

•  Литературные источники

Виды представления CASE

•  Печатный CASE

•  Мультимедиа CASE

•  Видео CASE

Объем CASE может быть различным - от нескольких предложений на одной странице ("западно-европейские" кейсы) до множества страниц ("американские" кейсы).

Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у учащихся по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Кейс метод обучение предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания учащимся, дидактические и информационные материалы.

Некоторые специалисты выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:

1. Источник

Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.

2. Процесс отбора

Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным.

3. Содержание

Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов.

4. Проверка в классе

Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп учащихся (другого класса, другой программы обучения). Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата.

5. Процесс устаревания

Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". 
Проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня.

При преподавании биологии кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения:

•  в процессе обучения;

•  в процессе контроля.

Сценарий организации занятий:

  1. Подготовительный этап.

Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока

2. Ознакомительный этап.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.

•  Введение в ситуацию.

•  Описание ситуации.

•  Информационный материал.

•  Глоссарий.

3. Основной (аналитический) этап.

•  Вступительное слово учителя;

•  распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой);

•  организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.

•  первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.

•  второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

4. Итоговый этап.

•  Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);

•  обобщающее выступление учителя – анализ ситуации;

•  оценивание учителем учащихся.

 

  Примеры кейсов по биологии

  Кейс «Загадка дачного участка»:

«Смирнов Виталий Петрович давно мечтал о небольшом дачном участке. Купив участок земли недалеко от города, ему стало ужасно интересно, какие животные и растения жили на этом участке прежде. Он обратился за советом к своему школьному товарищу – Волкову Михаилу Ивановичу – доктору биологических наук. Михаил Иванович вначале удивился необычной просьбе друга, но затем задал один уточняющий вопрос, на который Виталий Петрович не смог ответить. Тогда Михаил Иванович предложил «пытливому» землевладельцу несколько способов, позволяющих удовлетворить его любопытство».

  Задание:

•  Какой вопрос задал Михаил Иванович Виталию Петровичу?

•  Какие способы исследования дачного участка предложил Михаил Иванович своему школьному товарищу?

  Примерный ход рассуждений учащихся:

Для того чтобы выяснить, какие животные и растения жили раньше на каком-то участке, стоит понять, какой именно промежуток времени интересует нашего землевладельца. От ответа на этот вопрос существенно зависит способ поиска ответа на основной вопрос.

Если землевладельца интересует, что было на месте его участка в прошлом году или в течение последних десяти лет, он может ориентироваться на те растения, которые сохранились на участке. Например, если на месте участка был лес, который недавно свели, расчистив землю под участок, вероятнее всего на участке сохранились типично лесные растения, по которым можно определить не только сам факт наличия леса, но и тип его (березняк, сосняк, смешанный лес и т. п.).

Если же участок разбит на месте осушенного болота, состав растений на нём будет совершенно иной. Если же земля в этом месте была окультурена достаточно давно, на участке скорее всего будут найдены в основном сорняки и культурные растения или их одичавшие потомки. По типу растительного сообщества можно примерно определить и какие животные в нем могли обитать. Возможно, удастся найти и какие-то остатки этих животных (кости, перья и т. п.) или следы их жизнедеятельности (погрыза, подолбы, норы и др.). Когда речь идёт о недавнем прошлом, довольно эффективным методом получения информации может стать опрос местных жителей, а также работа с документами. Можно попытаться найти в архивах землеустроительные карты разных лет, на которых показано, кому принадлежала земля и что на ней находилось.

Поиск документов в архивах и работа с ними могут оказаться очень полезными и при изучении более давнего прошлого участка - последних десятков и сотен лет (иногда можно найти документальные свидетельства и более ранней истории данной местности). Может оказаться, что при рытье погреба, прокладке траншеи или других земляных работах будут вскрыты более-менее глубокие слои почвы, и в них могут оказаться кости животных, живших когда-то на этом месте. Правда, землевладельцу будет нелегко понять, когда именно эти животные обитали в данной местности - ведь можно найти как останки животных, умерших совсем недавно, так и кости доисторических существ. Чтобы разобраться с этим, нашему землевладельцу придётся прибегнуть к помощи специалистов. Для оценки того, какие растительные сообщества существовали на месте участка, можно попытаться взять пробы почвы и провести (тоже с помощью специалистов) спорово-пыльцевой анализ. Пыльца и споры растений очень устойчивы и могут долго сохраняться в земле, а их форма так же видоспецифична, как строение листьев, стеблей, цветов.

Поэтому по составу пыльцы, найденной в почве на определенной глубине, можно судить о составе давно исчезнувших растительных сообществ. Правда, к сожалению, этот метод имеет определённые ограничения и не на любом участке даст достаточно полную информацию.

Если же землевладельца интересует совсем древняя история данного места, ему придётся заняться палеонтологией и попробовать найти на своём участке окаменелые остатки животных или растений. Имеет смысл разузнать о геологической истории этой местности и прикинуть, какие геологические пласты могут оказаться на поверхности. Некоторых любознательных землевладельцев ждёт интересное открытие - давным-давно на месте их участка было море. Об этом будут свидетельствовать окаменелые остатки морских животных, например кораллов или головоногих моллюсков. Чтобы понять, к какому времени относятся найденные окаменелости, нашему землевладельцу придётся разобраться, в каком периоде жили соответствующие организмы. Это можно сделать либо по книгам, либо по экспозиции в краеведческом музее, либо, опять-таки, прибегнув к помощи специалистов. В любом случае любознательный землевладелец узнает много нового и интересно проведет время.

  •  Кейс «Чистоплотная домохозяйка»:

«Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.

- Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетки.

Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».

  Задание:

•  Могут ли это быть грибы?

•  А другие организмы?

•  Предложите способы, с помощью которых можно было бы выяснить природу этого налёта.

  Примерный ход рассуждений учащихся:

Налёт на кафеле могут образовывать грибы, а могут и другие организмы. Наиболее вероятные кандидаты - бактерии и водоросли. Вполне возможно, что налёт будет состоять из сообщества нескольких видов организмов (хотя вряд ли их будет много).

Чтобы разобраться, кто это может быть, для начала стоит обратить внимание на цвет налёта. Если он имеет зелёный оттенок, можно предположить, что на кафеле живут фотосинтезирующие организмы. Для этого кафель должен находиться на освещённом месте. Такими организмами могут являться как сине-зеленые водоросли (прокариотические, безъядерные организмы), так и зеленые водоросли (эукариоты, клетки которых имеют ядро). Если кафель находится внутри дома, появление каких-то других фотосинтетиков маловероятно. Если это кафель на садовой дорожке или на наружной стене дома, то список кандидатов расширяется. Например, это могут быть лишайники. А уж если это кафель на дне садового бассейна, то тут могут появляться и другие водоросли.

Если налёт не имеет зелёного оттенка, и особенно если он растёт в тёмном помещении, можно предположить, что входящие в него организмы питаются гетеротрофно, то есть потребляют готовые органические вещества. Тогда это, вероятно, бактерии или грибы.

Для более подробного анализа нужно соскрести налёт (кстати, стоит поскрести и в том месте, где налета нет. Это пригодится в качестве контроля.) Ещё лучше взять несколько проб похожего налёта в разных местах. Тех организмов, что оказались в налёте, можно попробовать разглядеть в световой микроскоп.

Многим школьникам кажется, что посмотреть в микроскоп достаточно, чтобы сразу стало понятно, кто перед нами. К сожалению, все не так просто. Даже увидеть, есть ли в клетках ядро, часто бывает проблемой. Особенно если речь идет о зелёных организмах - в них ядро обычно замаскировано хлоропластами (у водорослей вместо них хроматофоры) и совершенно не видно. Поэтому отличить, имеем мы дело с прокариотами (бактериями и сине-зелёными водорослями) или с эукариотами (водорослями или грибами) может оказаться непросто.

Сине-зелёных можно отличить от зелёных водорослей по более темной, синеватой окраске. У нитчатых сине-зелёных в состав нити часто включены особые клетки - гетероцисты - которые отличаются от основных клеток нити округлой формой и крупным размером. Часто нить сине-зелёных одета слизистым чехлом.

Вообще же клетки прокариот обычно значительно мельче клеток прокариот. При обычном увеличении светового микроскопа 10х40 (в 400 раз) клетки большинства бактерий видны как очень мелкие точки и чёрточки, а клетки эукариот видны хорошо.

Гифы грибов будут видны как длинные нити. Если вам попались низшие грибы (вроде плесени), то иногда можно увидеть органы спороношения - торчащие из нитей "головки", "кисточки" и т.п. Кстати, споры часто можно заметить и невооружённым глазом как специфическую "пыль" на поверхности налета.

Можно попробовать посадить содержимое налета на питательную среду и сравнить результаты роста с тем, что вырастет из соскоба там, где налёта не было. В настоящее время разработана целая система отбора организмов на питательных средах разного состава. Таким образом можно получить культуры бактерий или примитивных грибов. Организмов из таких культур можно значительно надёжнее определить как по внешнему виду отдельных клеток и колоний, так и после окраски специальными красителями. Однако эти, как и другие современные методы, вряд ли доступны простой хозяйке, не имеющей доступа в научные лаборатории.

 

Задания для самостоятельной работы слушателей по проблеме использования кейс-метода на уроках биологии в школе

1. Составьте 2-3 кейса по биологии.

Рекомендуемая последовательность работы:

•  определите тематическое поле кейса (класс, раздел курса, тема);

•  сформулируйте цель и задачи кейса;

•  выделите содержательные сегменты для кейса (термины, ключевые понятия, цифровой материал и т.д.);

•  составьте кейс и определите технологическую модель занятия;

•  подготовьте задание для организации исследовательской деятельности учащихся (если необходимо – глоссарий, дополнительный информационный материал);

•  разработайте критерии оценивания решения кейса.

 

Задания для самостоятельной работы слушателей по проблеме использования метода проектов на уроках биологии в школе

Приведите примеры 2-3 названий проектов по биологии и составьте их матрицу по предложенному алгоритму:

 

Разделы матрицы проекта

1

Название проекта (например, «Мутагены в нашей жизни»).

2

Тематическое поле (например, применение экологических знаний на практике).

3

Проблема – формулируется учащимися (например, «Мы на уроках биологии и экологии теоретически изучаем гены, мутации, факторы, вызывающие мутации – мутагены, но не умеем применять полученные знания на практике. Какие основные мутагены находятся в окружающей нас среде? Каким образом можно снизить их воздействие на наш организм?».

4

Цель проекта

4.1 Цель проекта учащихся

4.2 Цель работы над проектом для учителя

5

Задачи

5.2 Задачи работы над проектом для учащихся

5.2 Задачи работы над проектом для учителя

6

Результат

6.1 Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта

6.2 Описание результата работы учащихся над проектом, полученного учителем

7

Тип проекта (например, по классификации Е.С.Полат)

7.1 Доминирующий вид деятельности (исследовательский, творческий, ролевой, игровой, ознакомительно-ориентировочный, практико-ориентировочный (прикладной)

7.2 Предметно-содержательная область (монопроект или межпредметный проект)

 

7.3 Характер координации проекта (с открытой (явной) координацией или со скрытой координацией)

 

7.4 Характер контактов (внутренние, региональные или международные)

 

7.5 Количество участников проекта (личностные, парные или групповые)

7.6 Продолжительность выполнения проекта (краткосрочные (в течении нескольких уроков), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца)

 

 

8

Учебные предметы, содержание которых включено в проект : (основной предмет и другие учебные предметы)

9

«Надпредметная» информация, необходимая учащимся для выполнения проекта

10

Количество школьников, участвующих в проекте

11

Материально-технические ресурсы

12

Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта

13

Организационные формы работы учащихся над проектом

14

Форма проведения презентации

15

Литература

•  Разработайте критерии оценивания разработанных проектов.

•  Оформите результаты работы в виде презентации Microsoft PowerPoint 

Вход на сайт

Электронный журнал
Твой дневник

Погода
Михайловка 

Поиск

Календарь

Наш опрос
Code
Спасибо, что вы дали высокую оценку нашему сайту. Новый опрос: Что заставляет вас учиться?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 77

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz