Пятница, 20.04.2018, 05:39
МАОУ "Михайловская СОШ имени В.С.Поповой"
 
Меню сайта

Категории раздела
Учебные новости [12]
Отдых учащихся [2]
Мероприятия [114]
События [118]

Нужные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Сайт МОиН РБ Россия - без жестокости к детям!

Современные подходы к оцениванию результатов обучения

(Критерии оценивания знаний в рамках введения ФГОС)

  • Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.

  • Оцениваниепредставляет собой комплексный процесс:

    • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

    • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

  • Обеспечить обратную связь;

  • Оценить степень достижения намеченных целей;

  • Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Система оценивания

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

Функции оценивания:

  • обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;  

  • воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;  

  • ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний· 

  •   стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  

  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  

  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу   

  •  формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;  

  • мощный мотив учебной деятельности учащихся;  

  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.


Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС.

  • изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;

  • развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;

  • комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;

  • оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;

  • введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы. Очень важным аспектом является система оценивания. Система оценки образовательных достижений очень важна, так как она поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Учитывая важность данного вопроса, нами были разработаны критерии оценивания по биологии, которые представлены в таблицах.

Проблемы существующей системы оценивания

  • не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);

  • затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

  • является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);

  • часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)

Оценивание: современные тенденции

От

К

Письменные работы, закрытый экзамен

Открытый экзамен, проекты

Оценивание преподавателем, тьютором

Оценивание при участие обучающихся

Имплицитные (неявные) критерии оценки

Эксплицитные (явные) критерии оценки

Конкуренция

Сотрудничество

Оценка результата

Оценка процесса

Цели и задачи

Учебные результаты

Оценивание знаний

Оценивание умений, способностей, компетенций

Тестирование памяти

Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза

Оценивание курса

Оценивание модуля

Итоговое, суммарное оценивание

Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность оценки

Приоритетность учения

Формирующее оценивание

  • Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

  • Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках;

  • может помогать понять, что важно;

  • может помогать понять, что у них получается;

  • может помогать обнаруживать, что они не знают;

  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Результатами применения формирующего оценивание является:

  • обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,

  • максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,

  • формирование оценочной самостоятельности учащихся,

  • формирование адекватной самооценки.

Пять принципов формирующего оценивания

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

  3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

  4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

  5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Инновационные оценочные средства и формы

  • портфолио;

  • кейсы;

  • контекстные задачи;

  • междисциплинарные экзамены;

  • компетентностно-ориентированные тесты;

  • ситуационные задания.

Оценка устного ответа

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме.

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.

Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения;

 

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

 

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Правильно ставит вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

 

Способен разрешать конфликты

 

Оценка «3»

 

Превышающий базовый уровень достижения

метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет: выбирать средства

для организации своего поведения;

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с

использованием норм;

 

Способен разрешать конфликты

 

• предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

 

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Оценка «4»

 

Высокий уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет: выбирать средства

для организации своего поведения;

Способность рассуждать и

оперировать гипотезами

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

интеллектуальные операции и управлять ими

Правильно ставит вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Способен разрешать конфликты

 

• предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

 

 

Способен управлять

поведением партнёра

 

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

 

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

• тормозить ненужные реакции.

 

 

Оценка «5»

Пониженный уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Ученик умеет: выбирать средства

для организации своего поведения;

Развитие речи контролируемой и

управляемой

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

 

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

 

Оценка «2

Низкий уровень достижений достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Умение пользоватьсятеоретическим материалом учебника

Ученик не способен

планировать совместную

деятельность, не умеет избегать конфликтных ситуаций

Оценка «1»

Оценка лабораторной работы по биологии

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод.

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Ученик способен ставить цель, выполнять работу, отвечать на вопросы, анализировать полученный результат, делать вывод, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Ученик способен выполнять работу, по цели, сформулированной учителем или другими учениками.

Низкий уровень достижений – недостижение базового уровня. Ученик не может самостоятельно выполнять работу.

Базовый (опорный) уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Ученик умеет:

• выбирать средства для организации своего поведения;

Способность ставить

цель и выполнять работу, отвечать на вопросы, делать вывод

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

 

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Правильно ставит

вопросы

• планировать,

контролировать и

 

 

Способен разрешать конфликты выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

 

Оценка «3»

Превышающий базовый уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Ученик умеет:

• выбирать средства для организации своего поведения;

Способность выдвигать гипотезу и проверять её достоверность

Ученик планирует

сотрудничество с учителем и сверстниками

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

 

Способность делать предметом анализа и оценки собственные

практические операции

и управлять ими

Правильно ставит

вопросы

 

• планировать, контролировать и

выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

 

Способен разрешать

конфликты

 

• предвосхищать промежуточные и

конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

 

Умеет с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

 

Оценка «4»

Высокий уровень достижения метапредметных результатов

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

 

Ученик умеет:

• выбирать средства для

организации своего

поведения;

 

Способность выдвигать

гипотезу и проверять её

достоверность, а также

прогнозировать

результат

 

Ученик планирует

сотрудничество с

учителем и

сверстниками

 

• запоминать и

удерживать правило,

-->

Вход на сайт

Электронный журнал
Твой дневник

Погода
Михайловка 

Поиск

Календарь

Наш опрос
Code
Оцените мой сайт

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 159

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz