Среда, 12.12.2018, 23:39
МАОУ "Михайловская СОШ имени В.С.Поповой"
 
Меню сайта

Категории раздела
Учебные новости [12]
Отдых учащихся [2]
Мероприятия [114]
События [118]

Нужные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Сайт МОиН РБ Россия - без жестокости к детям!

Речевая компетентность школьников предполагает овладение всеми видами речевой деятельности, базовыми умениями использования языка в различных сферах и ситуациях общения; соблюдения норм литературного языка; умение выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей. И сегодня к учителям и учащимся приходит осознание необходимости готовиться к экзамену не в одиннадцатом классе, а с пятого по справочникам, на базе тех упражнений, что есть в учебнике. (Русский язык для 5 кл./ Т.А Ладыженская идр. –М. 2013г.)

Работу по изучению тропов и стилистических фигур нужно начинать с пятого класса: именно в этом возрасте дети очень восприимчивы, чутки к слову, начинают сочинять. В пятом классе курс литературы предполагает знакомство с понятиями эпитет, сравнение, гипербола, метафора. Остановимся подробнее на сравнении. Пятиклассники узнают, что сравнение помогает увидеть новые стороны в давно знакомых предметах, явлениях. На уроках русского языка мы продолжаем работу над этим средством выразительности, стремясь при этом по мере возможности соединить её с изучением программного материала;

Например, при изучении раздела «Словообразование», знакомясь с значениями суффиксов прилагательных; -ова-, -еват- «-немного», «-слегка-» ; -ист- -«похожий на» указываем, что такие имена прилагательные могут выражать сравнительные отношения.

Из-под куста мне ландыш серебристый (как серебро) приветливо кивает головой (М.Ю. Лермонтов)

Небо было … выцветшее голубоватое очень старое. (К.Г Паустовский)

У него был крючковатый (слегка похожий на крючок) нос. ( Соколов – Микитов)

Изучая тему «Имя существительное»,знакомим пятиклассников с понятием о творительном сравнении.

Мчатся тучи, вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий. Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. (А.С.Пушкин)

Травы стоят непроходимой упругой стеной (К.Г.Паустовский).

А по двору метелица ковром шелковым стелется. (А.С.Есенин)

Работа над сравнением продолжается при изучении темы «Имя прилагательное».Сообщаем учащимся, что конструкции со словом похож, похожий на – одно из средств сравнения.

Маленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами, а пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в желтом пуху( М. Пришвин)

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. ( К.Г.Паустовский)

Раздел «Синтаксис» дает возможность понаблюдать над предложениями, осложненными сравнительными оборотами.

Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов)

Маленькая головка с усами уставила глаза свои, понюхала воздух ,как гончая собака и, как серна, пропала. (Н.В.Гоголь)

А снег все сыпался ,как стеклянный дождь, падающий с елки. (К.Г.Паустовский)

Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки. (В.П.Астафьев)

Дети без труда находят сравнения в тексте.

Работу можно усложнить, что сделает её более интересной и живой: предложим следующие задания.

 

  1. Допишите, с какими животными обычно сравнивается человек .

По его внутренним качествам

 

Верный, как….., храбрый, как…, хитрый, как…, трусливый, как…, сильный, как…

 

По внешним качествам

Высокий, как…., стройный, как.., неуклюжий, как.., длинноногий, как…

 

  1. Придумайте сравнения, включив их в ответы на вопрос

 

На что похоже штормующее море

На что похожа полная луна

На что похоже поле пшеницы осенью

 

  1. В предложенном вам тексте найдите сравнения. Какие средства выражения сравнения использованы?

 

1)Только волны покачивались и как будто кивали Герде пенистыми гребешками.

2) Лебеди летели так стремительно, как летят стрелы. Потом олень повернулся и стрелой пустился назад. (Г.Х. Андерсен)

Большое место в работе над ИВС отводим текстам. При этом важно, чтобы пятиклассники не только научились находить сравнения и определить их роль в тексте, но и умели использовать в своей речи.

Таким образом, в курсе 5-го класса осваиваются выразительные средства, отрабатывается навык распознавания их в тексте. Творческие способности детей направленно развиваются, основывалось на ассоциативном мышлении и использовании языковых средств выразительности в собственных текстах. Систематическая работа над средствами языка уже в ходе обучения в 5 классе позволит начать подготовку к экзамену в 9-ом и 11-ом классах.

Вход на сайт

Электронный журнал
Твой дневник

Погода
Михайловка 

Поиск

Календарь

Наш опрос
Code
Спасибо, что вы дали высокую оценку нашему сайту. Новый опрос: Что заставляет вас учиться?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 78

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz