Пятница, 20.04.2018, 05:42
МАОУ "Михайловская СОШ имени В.С.Поповой"
 
Меню сайта

Категории раздела
Учебные новости [12]
Отдых учащихся [2]
Мероприятия [114]
События [118]

Нужные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Сайт МОиН РБ Россия - без жестокости к детям!

Система работы учителя биологии

по выявлению и развитию одаренности учащихся

 

Одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

• креативности;

• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу.

 

Одной из форм, направленных на повышение одаренности учащихся, являются олимпиады и конкурсы.

Школьная олимпиада позволяет улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала определенной группой школьников. Олимпиада дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризовать биологические знания.

Олимпиада является одной из форм внеклассной работы.

В последние годы внимание к предметным олимпиадам возросло. В статье 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников принимаются без вступительных испытаний в средние и высшие учебные заведения по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады. Результаты выступления школьников на олимпиадах являются важной составляющей портфеля учебных достижений учащихся (портфолио), который в настоящее время достаточно широко используется в педагогической практике. Участие в олимпиаде помогает школьникам лучше подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Не секрет, каждому педагогу хочется, чтобы именно его ученики занимали призовые места на олимпиадах и конкурсах. И всегда есть мучительные раздумья – а как этого достичь? Точного рецепта никто не знает. Но можно попробовать.

Итак, для начала я должна поставить перед собой цель. Чего я хочу? Если только того, чтобы мой одиннадцатиклассник подготовился к олимпиаде за пару месяцев, то из этого ничего не выйдет. Если же я хочу помочь своему ученику приобрести в процессе развития необходимые для дальнейшей профессиональной подготовки знания, умения и навыки, то планомерная работа по подготовке учащегося должна начинаться в VI – VII классах, максимум в девятом. И тогда есть шанс, что ученики, не только займут призовые места в олимпиадах разного уровня, но и добьются хороших профессиональных результатов.

Уже в VI - VII классе я определяю, чьи способности превышают среднестатистические. Для этого всему классу предлагаю выполнить определенного типа задания:

● «Биологи пишут правильно» - ученику предлагаю термин с пропущенными буквами, которые необходимо вставить. Его можно использовать следующими способами: как одно из заданий при проверке знаний, более сложный вариант – самостоятельно найти в предложенном справочнике написание слова по его определению. Третий вариант для высокомотивированных и заинтересованных детей – найти не только правильное написание, но и определение слова и поделиться результатом с классом. Использую это задание во всех классах.

● «Угадай кто?» - учащиеся по предложенному описанию определяют о каком растении, животном идет речь или же о каком органе человека и т. д. Например: Это животное умеет избавляться от блох совершенно изумительным образом: возьмет в зубы клочок шерсти и входит в воду, но не сразу, а осторожно и постепенно, шаг за шагом. Блохи воду не любят, перебираются с лап на живот, спину, голову. Животное уже погрузилось в воду, только клочок шерсти в зубах над водой торчит. Блохи перебираются на него. Животное выпускает шерсть из зубов, и она со всем «блошиным народом» уплывает. Что это за хитрое млекопитающее?

● «Найди ошибку» - найти в тексте ошибки и исправить их.

● «Заполни пропуски» - в тексте пропущены слова. Они даются после текста, их необходимо поставить в логическом порядке.

● «Сказочник» - предлагаю ребятам написать небольшую сказку. Тема: «Чудесное превращение бабочки». Используйте следующие понятия: яйцо, личинка (гусеница), куколка, взрослое насекомое и знания по биологии о непрямом развитии насекомых.

Так же начинаю развивать у учащихся VI – VII классов интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укреплять в них уверенность в своих силах.

На первом этапе моей работы я ставила перед собой задачу – развития познавательного мотива: интереcа к предмету и любознательности. Строя учебный план, я столкнулась с необходимостью согласования его с интересами учащихся, мой учебный план должен включать в себя “картину мира” ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом. Существует множество способов узнать интересы школьников, я выбрала наиболее простой: напрямую спросить самих учеников, как они проводят свое свободное время, в какие моменты урока у них возникает повышенный интерес, внимание.

 

Зная интересы своих учеников, я применяю их в учебном процессе. Преподаватель обязан знать интересы учеников, чтобы дополнять свою учебную программу. Все, что повышает любознательность, может быть включено в мое занятие: новые необычные факты, которые ученики находят самостоятельно. Их собственные взгляды на события, яркие наглядные пособия и изготовление поделок. Вот так я работала с одаренными детьми на первом этапе своей деятельности.

На втором этапе работы со своими учениками я заметила их способность легко приспособиться к новым требованиям при различных условиях и в различных областях наук. Если талант можно назвать материальной способностью, то умственная одаренность будет тогда формальной способностью. Наблюдая за успехами своих учеников, я познакомилась с трудом Вильяма Штерна “Умственная одаренность”. Этот автор перевернул мое отношение к работе с детьми. В. Штерн утверждает: “Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования. Есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни”. С этим утверждением я вполне согласна, ведь с практической точки зрения весьма важно, чтобы учитель, который привык оценивать своих учеников преимущественно по их внешним успехам, совершенно уяснил для себя, насколько эти успехи обусловлены участием определенной способности, а именно, общей умственной одаренности. Такая задача заставила меня пристальней присмотреться к своим ученикам, проанализировать их индивидуальные особенности. Таким образом, может быть, я приду к более правильной оценке успехов своих учеников и буду в состоянии дать им добрый совет при выборе профессии.

 

Следующим этапом моей работы был вынос занятий за пределы школьного кабинета, и наши встречи стали носить характер дружественных бесед, с чередующимися творческими встречами, защитой творческих проектов, обменом опытом, поиском и работой с источниками информации.

Особое внимание уделяю творческим заданиям. И может сложится так, что ученик, обладающий образным мышлением, высоким уровнем знаний и хорошо развитой письменной речью добьется неплохих результатов на олимпиаде.

Выполнение вышеуказанных заданий и наблюдение за работой учеников в классе позволяет мне уже в середине учебного года выявить группу одаренных детей, которым требуется особый подход и отдельные типы заданий. С этого момента все задания дифференцированы. Например, при выполнении задания «Заполни пропуски» даю усложненный текст или указываю количество слов, больше, чем пропусков или же вообще не указываю слова.

С одаренными детьми провожу индивидуальные занятия. Работаем не только с заданиями, но и с другими учебниками, дополнительной литературой, словарями, справочниками. На наших встречах я создавала проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Вместо объяснения как решить проблему, я или творческая группа учеников представляют необходимые материалы, поощряя учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. На этом этапе я задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе помогаем подтвердить или опровергнуть эти догадки при систематическом анализе проблемы. Так как все мои ученики в конечном итоге пишут рефераты или научно-исследовательские труды, этот этап работы обращен к написанию введения, экспериментирования, обдумывания, применения и проверки. Этот этап работы называется “метод проектов”. В моем случае “Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, и является итогом работы члена НОУ.

 

Работая с дополнительной литературой рассматриваем занимательные вопросы и факты, которые раскрывают неожиданные, новые аспекты жизни растений, животных, человека. Занимательные вопросы и факты рассказывают ребятам не только о малоизвестных организмах, но и отражают новые, необычные факты биологии и экологии даже хорошо известных животных, растений и др. Используемый дополнительный материал при изучении основных разделов программы, а также вопросы проблемного характера, позволяют по новому взглянуть на уже известные явления и законы, создают мотивацию к изучению биологии. Использую проблемные вопросы и задания непосредственно на уроках при изучении программного материала в 6 классе, по темам «Прорастание семян», «Корень» и др., в 7 классе «Простейшие», «Цепи питания», в 8 классе – «Пищеварительная система», «Анализаторы. Органы чувств». В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация.

Использование проблемных биологических задач позволяет существенно повысить интерес школьников к биологии и максимально способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка.

Каждый год в школе проходит неделя биологии. Проведение недели повышает интерес учащихся к предмету, стимулирует их к поиску дополнительных материалов по изучаемым темам, привлекает талантливых детей к проведению биологических исследований и участию в олимпиадах.

 

Исследовательские работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и городских, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые мета.

 

Хотелось бы с коллегами поделиться плюсами “метода проектов”:

Развиваются познавательные интересы;

Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т.п.;

Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;

Отсутствует формализм знаний;

Устанавливается связь с жизненным опытом;

В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать;

Развивается метапозание и саморегуляция в деятельности умственно одаренных детей.

 

В ходе работы над проектом я советую учителю:

Помочь разработать программу исследования;

Помочь в поисках источников информации;

Самому стать источником информации;

Поощрять и поддерживать энтузиазм;

Помогать при появлении трудностей;

Поддерживать обратную связь.

 

 

Все вышеизложенное конечно же можно использовать и в более короткие сроки, но все таки лучше включать в повседневную работу.

В последние годы появилось достаточно много пособий по олимпиадам по биологии. В своей работе с одаренными детьми и при подготовке к олимпиадам пользуюсь следующей литературой:

- журнал «Биология в школе»

- В.С.Кучменко, В.В.Пасечник «Школьная олимпиада. Биология» (задания и вопросы)

- Л.М. Кудинова «Олимпиадные задания по биологии» (6-11 класс)

- Г.А.Воронина «Школьные олимпиады. Биология» (6-9 класс)

- А.В.Грабар «Предметная неделя биологии в школе»

- Н.А.Касаткина «Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия» и др.

 

 

Для учителей рекомендации по работе с одарёнными детьми

 

  1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка

  2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

  3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

  4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

  5. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

  6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

  7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

  8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

  9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

  10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

  11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

  12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

  13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

  14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

  15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

  16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

  17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

  18. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Вход на сайт

Электронный журнал
Твой дневник

Погода
Михайловка 

Поиск

Календарь

Наш опрос
Code
Оцените мой сайт

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 159

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz