Понедельник, 24.09.2018, 11:00
МАОУ "Михайловская СОШ имени В.С.Поповой"
 
Меню сайта

Категории раздела
Учебные новости [12]
Отдых учащихся [2]
Мероприятия [114]
События [118]

Нужные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Сайт МОиН РБ Россия - без жестокости к детям!

Диагностика математической одаренности школьников

Что же такое одаренность? Очень часто путают понятия одаренность и талант. Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант — это, скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одаренные дети могут быть и талантливыми одновременно.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из категорий:

  • интеллектуальная одаренность;
  • творческая одаренность  (высокий уровень творческих способностей);
  • достижение  успехов в каких-либо областях деятельности — талантливые дети;
  • академическая одаренность (дети, хорошо обучающиеся в школе).

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.

Что же такое одаренность в современном понимании?

Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.

Итак, одаренность — это не только интеллект, не только творчество и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики.

Общая схема структуры математических способностей школьников

Общие способности позволяют обеспечить сравнительную легкость и продуктивность при получении знаний и в различных видах деятельности, их можно обозначить как одаренность.

Материал, собранный психологом В.А. Крутецким, позволил ему выстроить общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте.

1. Получение математической информации:

  • способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.

2. Переработка математической информации:

  • способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. Способность мыслить математическими символами;
  • способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий;
  • гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
  • стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений;
  • способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).

3. Хранение математической информации:

  • математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).

4. Общий синтетический компонент:

  • математическая направленность ума.

Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют единую систему математической одаренности, математический склад ума.

Не входят в структуру математической одаренности те компоненты, наличие которых в этой системе не обязательно (хотя и полезно). Однако их наличие или отсутствие в структуре (точнее, степень их развития) определяют тип математического склада ума.

  1. Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика.
  2. Вычислительные способности (способности к быстрым и точным вычислениям, часто в уме).
  3. Память на цифры, числа, формулы.
  4. Способность к пространственным представлениям.
  5. Способность наглядно представить абстрактные математические отношения и зависимости.

Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. По мнению Пуанкаре, людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции — основной элемент математического творчества. Одни люди не владеют этим тонким чувством и не обладают сильной памятью и вниманием и поэтому не способны понимать математику. Другие обладают слабой интуицией, но одарены хорошей памятью и способностью к напряженному вниманию и потому могут понимать и применять математику. Третьи владеют такой особой интуицией и даже при отсутствии отличной памяти могут не только понимать математику, но и делать математические открытия.

Методы и приемы диагностики математической одаренности школьников

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».

Выявление одаренных учащихся — достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Е.И. Щебланова выделяет семь диагностических этапов:

  1. Номинация (называние) — имена кандидатов в одаренные.
  2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.
  3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений — сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью.
  4. Оценка учащегося его сверстниками — сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников.
  5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования.
  6. Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости.
  7. Психологическое тестирование — показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления математически одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

  • анализ поведения ребенка в сфере математики;
  • длительность процесса идентификации;
  • экспертная оценка продукта деятельности детей (чертежей, способов решения математических задач и пр.);
  • многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
  • диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;
  • использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность, и позволяет ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии математики;
  • анализ реальных достижений детей и подростков в математических олимпиадах, конференциях;
  • опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

Однако комплексный подход к выявлению математической одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Неформализованные методы 

Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Преимущество наблюдения в том, что оно может открыть немало тонкостей.

… Главное, что объединяет всех одаренных детей и резко их отличает от обыкновенных- так называемая умственная активность. Одним из первых Н.С. Лейтес описал эту невероятную потребность одаренных детей в умственной работе, их страсть к познанию. Основные жалобы родителей одаренных детей однообразны: не хочет гулять, не хочет развлекаться, хочет только решать задачи, читать книги.

Нетривиальность мышления в подростковом возрасте служит одним из важных признаков интеллектуальной развитости. У подростка повышенное внимание к самопознанию.

Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. Разработка данного метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ними, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т. д.

Тестовые методы 

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.

Для выявления математической одаренности младших школьников собраны следующие тесты по её диагностики:

  1. Характеристика ученика.
  2. Методика «Карта одаренности» (для родителей).
  3. Исследование мотивационной сферы школьников к предмету.
  4. Методика оценки внимания Мюнстенберга.
  5. Методика изучения памяти.
  6. Методика изучения потребности в обучении:
    1. зрительная память;
    2. образная память;
    3. слуховая память;
    4. установление ассоциативных связей.
  7. Запоминание чисел.
  8. Методика общей одаренности.
  9. Тест на выявление одаренности в той или иной области.
  10. Методика многофакторного исследования личности Кеттела.
  11. Методика оценки математического мышления «Числовые ряды».
  12. Методика «Умение считать в уме».
  13. Тест на математическую одаренность Г. Айзенка.
  14. Краткий отборочный тест Равена (диагностика логического мышления).

Заключение

Пока еще нет комплексной диагностики, позволяющей определить математическую одаренность. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. В работе рассмотрены множества различных источников информации, принципы и методы математической одаренности.

Выявление, развитие и обучение одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

ТЕСТ НА МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Вероятно, это единственный в своем роде тест на определение математических способностей, в котором не нужно решать каких-либо задач. Суть совсем в другом.

Дело в том, что каждый человек от природы, в той или иной степени, обладает чувством количества. Это когда, глядя на несколько групп предметов, Вы можете на глаз определить какая из них больше.

Так вот, психологи выяснили, что чем более развито природное чувство количества, тем большим математическим потенциалом обладает человек. Люди с высоким математическим потенциалом легче и быстрее осваивают точные науки, а также достигают более высокого уровня в понимании математики.

В ходе теста, на короткое время, Вам будут демонстрироваться две группы окружностей разного цвета. Когда они исчезнут, Вам нужно будет решить, окружностей какого цвета было больше.

Чтобы приступить к тесту нажмите на кнопку ниже. Чтобы выйти из режима тестирования нажмите на клавиатуре кнопку ESC, но учтите, что тест при этом прервется и его нужно будет начинать заново.



Источник: https://psi-technology.net/psytest/samopoznanie/test-na-matematicheskij-potentsial.php © Psi-Technology.net

Вход на сайт

Электронный журнал
Твой дневник

Погода
Михайловка 

Поиск

Календарь

Наш опрос
Code
Спасибо, что вы дали высокую оценку нашему сайту. Новый опрос: Что заставляет вас учиться?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 77

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz