Пятница, 20.04.2018, 05:40
МАОУ "Михайловская СОШ имени В.С.Поповой"
 
Меню сайта

Категории раздела
Учебные новости [12]
Отдых учащихся [2]
Мероприятия [114]
События [118]

Нужные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Сайт МОиН РБ Россия - без жестокости к детям!

П Р О Г Р А М М А

кружка «Мир Байкала»

(для среднего и старшего звена)

 

Пояснительная записка

Программа кружка «Мир Байкала» была составлена на основании:

  1. Беркин Н.С., Макаров А.А., Русинек О.Т. Байкаловедение: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 291 с.
  2. Кузеванова Е.Н., Сергеева В.Н. Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. – Иркутск, 2010. – 256 с.
  3. Кузеванова Е.Н.Байкаловедение: живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. 6,7 кл., изд. второе, дополненное. – Иркутск, 2008. – 224 с.
  4. Пенькова О.Г. Байкаловедение: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. – 93 с.
  5. Тахтеев В.В. Байкаловедение. Материалы к семинарским занятиям: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2000. - 104 с.

При составлении данной программы использовались разработки других программ:

  1. Программа спецкурса для учащихся 5-6,7 классов общеобразовательных учреждений БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ. Кузеванова Е. H., Мотовилова Н. В. - Иркутск, 2007.- 65с.
  2. Байкаловедение. Составитель программы: д.б.н., доцент В.В.Тахтеев http://biosoil.isu.ru/kafedra/invertebrata/program/baikaloved.htm

 

В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.

В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость создания программы дополнительного образования «Мир Байкала».

Программа дает возможность в течение первого года сформировать у учащихся 5 и 6 классов комплекс базовых теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края. На втором году обучения предполагается углубление полученных фундаментальных знаний об озере Байкал для 7 и 8 классов на более продвинутом уровне, а также программой предусмотрено знакомство с современными методиками исследованиями в области изучения озера Байкал, что поможет в профессиональном самоопределении учащихся.

Программа «Мир Байкала» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.

Структура Программы

 

Программа кружка «Мир Байкала» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Определенное место в программе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

Вся программа рассчитана на 2 года обучения – 360 часов.

Основная программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год и второй год обучения – 144 часа, по 2 часа 2 раза в неделю.

Программа кружка предусматривает индивидуальные занятия – 1 раз в неделю – 36 часов в год. По мере роста опыта и знаний детей в группах следует делать большой упор на группы из 2-3-х человек или индивидуальные занятия. Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности кружка.

Группа обучающихся может быть как одно-, так и разновозрастной. При этом, после первого года обучения в коллектив может вливаться и вновь пришедшие учащиеся, если пройдут контрольное - итоговое тестирование I года обучения.

 

Цели программы

1.Формирование у учащихся системы знаний о природных особенностях (физико-географических и биологических) Байкала и Байкальского региона, его уникальных экосистемах (наземных и водных, включая глубочайшее пресноводное озеро мира), насыщенных эндемичными, автохтонными и реликтовыми видами, о его геологическом и климатическом прошлом, истории формирования его фауны и флоры.

2.Воспитание у школьников экологической культуры и развитие

экологического сознания. Развитие всесторонне сформированной личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

 

Задачи программы

1. Ознакомить обучающихся с современным состоянием знаний о Байкале и Байкальском регионе, с основными фундаментально-научными и природоохранными задачами.

2. Способствовать формированию природоохранной мотивации у подрастающего поколения: Развитие способности к целевому анализу экологических ситуаций, эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды, убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

 

Знания и умения.
Знание основных физико-географических и биологических особенностей озера Байкал, уникальных черт природы озера - объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; знание основных процессов, протекающих в байкальской экосистеме, её современного экологического состояния; умение ориентироваться в основных природоохранных проблемах Байкальского региона и предлагать обоснованные подходы к их решению.

 

Учебно-тематический план. I год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1. 1

Введение

3

3

 

  1.  

Исследования озера Байкал

11

11

 

  1.  

Жизнь на байкальских берегах

14

8

6

  1.  

Жизнь в озере Байкал

40

31

9

  1.  

Происхождение Байкала

12

7

5

  1.  

География Байкала

12

8

4

  1.  

Воды Байкала

14

8

6

  1.  

Человек на Байкале

26

17

9

  1.  

Охрана озера Байкал.

12

5

7

  1.  

 

Всего: 144

  1.  

Индивидуальные занятия

 

 

36

 

Итого:

180

 

 

 

 

 

           

 

 

Учебно-тематический план. II год обучения

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1.  

Исследования в области байкаловедения.

10

6

4

  1.  

Состав флоры и фауны Байкала.

16

8

8

  1.  

Жизнь в толще вод Байкала (планктон, нектон).

28

16

12

  1.  

Жизнь на Байкале (бентос)

22

14

8

  1.  

Происхождение и эволюция органического мира Байкала.

11

8

3

  1.  

Геологическое строение Байкальского региона.

10

6

4

  1.  

Климат и наземные ландшафты

10

6

4

  1.  

Физическая лимнология озера Байкал.

12

8

4

  1.  

Человек на Байкале.

25

18

7

  1.  

Всего:

144

  1.  

Индивидуальные занятия

36

 

Итого:

180

 

Вход на сайт

Электронный журнал
Твой дневник

Погода
Михайловка 

Поиск

Календарь

Наш опрос
Code
Спасибо, что вы дали высокую оценку нашему сайту. Новый опрос: Что заставляет вас учиться?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 76

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz