Четверг, 16.08.2018, 01:04
МАОУ "Михайловская СОШ имени В.С.Поповой"
 
Меню сайта

Категории раздела
Учебные новости [12]
Отдых учащихся [2]
Мероприятия [114]
События [118]

Нужные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Сайт МОиН РБ Россия - без жестокости к детям!

Доклад «Повышение качества школьного исторического образования на основе историко-культурного стандарта»

 

Министерство образования и науки России отказалось от идеи ввести в школах единый учебник истории. Вместо него ведомство разработало единый историко-культурный стандарт(ИКС), на основе которого разработаны новые пособия. Все написанные учебники прошли общественную и профессиональную экспертизу.

Все мы знаем о Федеральном перечне в соответствии с ИКС, куда вошли три линии учебников по истории России.

- Учебники под редакцией Петрова Ю.А. издательства «Русское слово»

- Учебники Андреева И.Л., Лященко Л.М. и Волобуева О.В. издательства «Дрофа»

- Учебники под редакцией Торкунова А.В. издательства «Просвещение»

В течение 5 лет мы ещё можем использовать старые учебники, но рабочие программы надо разрабатывать на основе ИКС.

Основные требования ИКС к учебнику заключаются в следующем:

- он должен показывать роль и место отечественной истории в русле мировых событий;

- побуждать к самостоятельному рассуждению;

- учить анализировать исторические тексты;

- сопоставлять разные точки зрения, различать факты и их интерпретации;

- стимулировать на получение исторических знаний из других источников;

- способствовать формированию навыков исследовательской и проектной деятельности;

- способствовать развитию критического мышления учащихся;

- стать навигатором в информационном пространстве.

Отсюда следует, что мы, учителя истории, на современном этапе должны не просто констатировать факты, принуждать детей заучивать исторический материал. Сейчас надо учить детей анализировать исторические события, иметь свою точку зрения и, конечно, гордиться историей нашей страны. Благодаря введению ФГОС и историко-культурного стандарта происходит переход от знаниевого подхода к системно-деятельностному.

Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании. Попробую остановиться на педагогических технологиях и приёмах, способствующих реализации системно-деятельностного подхода применительно к изучению «трудных вопросов истории России».

Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Значит, задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.

В рамках cиcтемнo-дeятeльнocтнoгo подхода используются следующие формы деятельности учащихся на уроке.

1. Составление опорных планов, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Дает возможность систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выявить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая является итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учащиеся приобретают опыт давать собственную аргументированную оценку.

4. Работа с исторической картой. Дает возможность не только приобрести систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует развитию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Дает возможность развивать навыки поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

7. Рецензия на ответ товарища. Способствует развитию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

- изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

- изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Прежде всего, инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано на воспитание информационно-коммуникативной культуры школьников. Резко повышается роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это подразумевает все более широкое применение нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

Существует многообразие методических подходов в педагогических технологиях. Вот лишь некоторые:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- метод кейсов

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

- интерактивный метод и др…

К интeрaктивным методам в рамках системно-деятельностного подхода относятся: дискуссии, дебаты, ролевые игры, различные виды групповых работ, деловые игры, турниры знатоков.

В старших классах на уроках истории успешно проходят дебаты, где учащимся необходимо отстаивать какое-либо мнение независимо от собственных убеждений. С одной стороны, это дает возможность школьникам воспринимать неоднозначность многих фактов, не отстраняться от противоположных утверждений. С другой, учащимся дается возможность обосновать любое утверждение, даже то, с которым они не согласны, что может привести к разрушению убеждений и нравственных установок личности. Для того чтобы избежать подобного результата имеются определенные ограничения в выборе тем: нельзя обсуждать вопросы, связанные с религиозными, национальными и политическими убеждениями. Наиболее сложным является сохранение командного духа, недопущение такой ситуации, когда победа команды зависит от выступлений одного игрока.

Использование методов и приемов системно-деятельностного подхода на уроках формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению истории, умение ставить перед собой задачи, анализировать их и искать пути решения, используя различные способы. При проведении уроков истории с использованием данных методов наблюдается более устойчивое, эффективное усвоение материала.

Системно-деятельностный подход дает возможность преподавателю подходить к образовательному процессу творчески, оттачивать собственное педагогическое мастерство, готовить учащихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


 

Вход на сайт

Электронный журнал
Твой дневник

Погода
Михайловка 

Поиск

Календарь

Наш опрос
Code
Спасибо, что вы дали высокую оценку нашему сайту. Новый опрос: Что заставляет вас учиться?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 76

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz