Четверг, 16.08.2018, 01:05
МАОУ "Михайловская СОШ имени В.С.Поповой"
 
Меню сайта

Категории раздела
Учебные новости [12]
Отдых учащихся [2]
Мероприятия [114]
События [118]

Нужные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Сайт МОиН РБ Россия - без жестокости к детям!

Методический семинар "Смысловое чтение на уроках литературы"

Описание открытого методического семинара

«Смысловое чтение на уроках литературы»

Цель: повышение компетентности педагогов в освоении и применении приемов и способов использования смыслового чтения на уроках литературы.

Задачи: - расширить знания о понятии «смысловое чтение» как фундаменте всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС;

-определить цель, возможности и результаты применения смыслового чтения на уроках литературы;

- обозначить стратегию использования смыслового чтения на уроках литературы;

- приобрести практический опыт в применении смыслового чтения в работе с обучающимися.

Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями.

Процесс чтения состоит из трех фаз:

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть - присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. (Слайд 2)

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны:

- техническая (оптическое восприятие, воспроизведение звуков и т.д.);

- смысловая (понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания).

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.(Н. Н. Сметанникова)

Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели; извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста.

Смысловое чтение – это метапредметный навык, поэтому составляющие его части будут в структуре всех УУД:

• в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе и школе.

• в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.

• в познавательные УУД- логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение концентрация внимания, объём словаря.

Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.(Слайд 3-5)

Стратегия смыслового чтения-различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации и переработки в личностно-смысловые установки. Это план-программа совместной деятельности, где учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

Обучение «стратегии» включает приобретение навыков:

- распознавание иерархии смыслов в рамках текста;

- распознавание иерархии смыслов в рамках текста;

- собственное понимание. (Слайд 6)

Стратегия смыслового чтения на уроках литературы.

Этапы работы с текстом:

- предтекстовый;

- послетекстовый;

- текстовый. (Слайд 7-8)

 

1. Предтекстовый этап работы.

Работа с текстом до чтения

Цель: развитие читательского антипации

- умения предполагать;

- предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Установка:

- постановка задач чтения; - актуализация опыта; - создание мотивации.

Пример. Прогнозирование.

- Рассмотрите иллюстрации к произведению и названия произведений. Как вы думаете, о чём текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)

- При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:

-какими были ваши ожидания?

-какие вопросы до чтения у вас возникли?

-на что обратили внимание перед чтением и почему? (Слайд 9-10)

 

2. Текстовой этап работы.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации

1) чтение в «кружок»;

2) чтение про себя с вопросами;

3) чтение про себя с остановками;

4) чтение про себя с пометками

Установка :

- диалог с автором;

- комментированное чтение;

- словарная работа.

 

Пример. Чтение про себя с вопросами

Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы

1) читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает;

2) читаем второй абзац, меняемся ролями

И т.д. (Слайд 11-12)

3. Послетекстовый этап работы.

Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом

  1. Постановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замысла.
  2. Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения).

 

  1. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?

 

  1. Выполнение творческих заданий.

Пример. «На память» (по произведению И. С. Тургенева «Муму»)

Составление схем-опор по произведению, по биографической справке

Название__________________

Автор________________________

Герои произведения___________

Время и место действия____________

Сюжет:

Начало событий_____________________

Поворотный пункт событий_______________

Проблема_________________ ____________

Решение проблемы______________________(Слайд 13-15)

Я планирую продолжить работу над формированием данного навыка у учащихся и развивать данные умения не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка (развитие речи). Надеюсь, что мои разработки будут полезны учителям гуманитарного цикла.

 

Некоторые методические приёмы из опыта работы

Восстановление текста разного типа по схемам.

Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение, отдельно предварительно поменяв их местами. Ниже помещаются схемы этих предложений . Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте, который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром.

Составление тематической зарисовки

Учитель подбирает ряд стихотворных строк на определённую тему и предлагает школьникам соединить их по смыслу так, чтобы получилась зарисовка. Правильность соединения стихотворных строк проверяется по схеме. Зарисовку учащиеся составляют устно. Слушаются варианты их ответов. Правильный ответ определяется по схеме. Затем выполняются задания и вопросы к записанному тексту.

Восстановление текста по таблице.

Учитель записывает на доске предложения, заведомо нарушив их последовательность. Учащиеся восстанавливают текст, ориентируясь на указанные в таблице языковые единицы.

Завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом. Текст составляется учителем из небольших взаимосвязанных частей (микротем), каждая из которых должна заканчиваться подходящим по смыслу фразеологическим оборотом. Учащиеся находят фразеологические обороты с помощью материала для справок, дополняют ими микротемы. Ученики читают, вслух и записывают дополненный текст, называют все встретившиеся в нем обороты , находят в них общее смысловое значение. Выполняют задание учителя.

Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме.

В упражнении этого вида основным ориентиром для восстановления текста служат слова с изучаемой на уроке орфограммой. Школьники, используя подсказки (слова с пропущенными буквами и схемы предложений), формулируют задание к упражнению. Например: Лист наблюдений.

задание. Заполни пропуски в предложениях, вставляя необходимые слова

.Фонетика - это раздел науки о языке, который изучает ___________.

.Они делятся на ___________________ и _________________.

._____________ звуки могут быть ________________ и безударными.

.____________ звуки делятся на _________________ и ____________, _____________ и ______________.

. Звуки могут стоять в _____________ и ______________ позиции.

.Передача звуков речи на письме - это фонетическая ______________.

Восстановление второй части текста по аналогии с первой и по опорным словам и фразам.

Задания такого рода имеют особенную творческую направленность. Школьники, самостоятельно анализируя первую часть текста и сопоставив ее с заранее приготовленными учителем опорными фразами, составляют свой вариант второй части. Обычно упражнения этого вида выполняются в парах или группах.

Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями.

Исходный текст состоит из нескольких смысловых частей. В каждой части предложения соединяются на основе причинно - следственной связи. Последовательность предложений внутри каждой части при записи на доске преднамеренно нарушается. Задача учащихся: определить правильный порядок предложений в каждой части и восстановить исходный текст.

Восстановление текста на основе языковой интуиции смысла и рифмы стихотворных строк

Записывая стихотворный текст, учитель пропускает слова, имеющие отношение к теме урока. Для усиления поисковой направленности используется несколько строф разных авторов и общая справка.

Восстановление текста по смыслу и плану-схеме.

Текст, который предлагается восстановить школьникам, представляет собой рассуждение. Его тезисы записываются учителем в виде схем, а доказательства - с помощью предложений. Последовательность частей, являющихся доказательствами, заведомо нарушается. Задача учащихся - соединить по плану -схеме и смыслу тезисы и доказательства.

Составление текста, который нужно сократить и завершить.

Для данного вида упражнения подбирается текст, состоящий из трех- четырех частей. Выполняя задание, учащиеся одну или несколько частей (кроме заключительной) передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, учитывая смысл всех предыдущих частей и выражая свое отношение к содержанию текста.

 

Разработка урока литературы в 6 классе по теме:

Летопись - памятник древнерусской культуры.

«Песнь о Вещем Олеге» - поэтическая обработка А.С. Пушкиным

летописного события

 

Рассмотрим стратегии смыслового чтения на примере урока литературы по теме: «Летопись - памятник древнерусской культуры. «Песнь о Вещем Олеге» - поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного рассказа», используя приёмы из технологии развития критического мышления «Мозговой штурм», "Таблица-ЗХУ" (знаю-хочу узнать-узнал).

Ход урока:

Мы многое уже знаем о своей огромной и удивительной стране, но впереди нас ждёт ещё много открытий. И сегодня мы снова будем говорить о культурном богатстве России. На предыдущих уроках мы изучали письменную литературу Древней Руси, в частности «Повесть временных лет». И читали балладу «Песнь о вещем Олеге», написанную А.С. Пушкиным.

Давайте вспомним, как возникла баллада «Песнь о вещем Олеге». (Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу, победителю хазар и Византийской империи, овладевшему столицей империи Константинополем (русские называли его Царьградом) и в знак победы на воротах прибившим свой щит. Об этом великом воине - победителе и поведал нам А.С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге».)

Как связаны между собой эти произведения? (На событии, описанном в «Повести временных лет» А.С. Пушкин создал своё произведение в стихотворной форме).

Перед вами лежат два этих текста.

Обратите внимание ещё раз на тему урока. И давайте определим, что вы знаете по этому поводу.. Стадия вызова. Парная мозговая атака

Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме (5 минут). Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать свое мнение перед большой аудиторией.

Примерно должно получиться следующее.

Древнерусская литература - литература, появившаяся на Руси с принятием христианства в 988 году. Сначала тексты были на старославянском языке, а затем начала пополняться и древнерусскими сочинениями.

Летопись - произведение древнерусской литературы, состоящее из последовательного описания исторических событий.

Баллада - это сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай, историческое, трагическое или фантастическое, таинственное событие.. Стадия осмысления. Заполнение таблицы

Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками: Знаю - хочу узнать - узнал(а). "Таблица-ЗХУ"

В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы. Затем учащиеся перечитывают тексты (один текст заранее распечатан в нужном количестве экземпляров, другой - в учебнике), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы. "Таблица-ЗХУ" (результаты оформляются в виде таблицы из трех столбцов).

Знаю:

Что такое древнерусская литература.

Что такое летопись.

Что такое баллада.

Хочу знать:

Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?

Чем различается характер повествования в летописи и балладе Пушкина?

Каким нарисован образ Олега в летописи и в стихотворении Пушкина?

Узнал(а)

Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии, один сюжет.

Различия: летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою

В балладе художественное воплощение событий более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворений), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.

В летописи автор - беспристрастный фиксатор фактов.

Пушкин рассказывает об Олеге как о былинном богатыре. Он более человечен, у него сильное выражение эмоций. Перед нами предстаёт образ не только могучего воина и правителя, но и человека со своими слабостями и недостатками. В летописи образ Олега более обобщён. В нём мало индивидуальных черт. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Сюжет очень краток.. Стадия рефлексии. Дальнейшее целеполагание

Составить синквейн (князь Олег)

. Кто? Что? (одно существительное)

. Какой? (два прилагательных)

. Что делает? (три глагола)

. Что автор думает о теме? (фраза из 4х слов)

. Кто? Что? (новое звучание темы, одно существительное)

Примерно может получиться следующее:

Князь Олег

Воинственный, легендарный

Убил, объединил, заключил.

Первый Великий Киевский князь.

Вещий

 

Вход на сайт

Электронный журнал
Твой дневник

Погода
Михайловка 

Поиск

Календарь

Наш опрос
Code
Спасибо, что вы дали высокую оценку нашему сайту. Новый опрос: Что заставляет вас учиться?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 76

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz