Среда, 18.07.2018, 09:21
МАОУ "Михайловская СОШ имени В.С.Поповой"
 
Меню сайта

Категории раздела
Учебные новости [12]
Отдых учащихся [2]
Мероприятия [114]
События [118]

Нужные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Сайт МОиН РБ Россия - без жестокости к детям!

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЛОГИЯ»

Галицкая Ирина Михайловна

учитель биологии НМОУ, «Гимназия №62»,

г. Новокузнецк

E -mail:metodic@list.ru

 

В течение учебного года в нашей гимназии на параллели седьмых классов отрабатывалась инновационная технология обучения – метод ителлект-карт.

Интелеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Цель применения метода: повышение эффективности процесса обучения за счет увеличения наглядности, активизация образного мышления обучающихся, значительное повышение их интереса к биологии и создание условий для самореализации школьника.

Задачи :

1.Повысить эффективность структурирования и обработки информации.

2.Отработать умения выделять объект изучения в центральном образе; основные темы, связанные с объектом изучения в виде ветвей; обозначать ветви ключевыми словами или образами; устанавливать логические связи между блоками.

3.Способствовать повышению эффективности хранения информации.

Новизна метода интеллект-карт состоит в том, что учитель:

· управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся;

· мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к биологии;

· организует самостоятельную работу на уроке и дома;

· создает ситуацию успеха, т.е. предлагает посильные задания каждому ученику;

· создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений.

 

Рисунок 1. Преимущества метода интеллект-карт

gallery_132

Методы и приемы :

·теоретические (объяснение учителя, самостоятельное чтение учебника, беседа);

·теоретико-практические (графическое структурирование информации, моделирование по заданным схемам, редактирование);

·методы контроля (индивидуальный, взаимоконтроль, самоконтроль);

·инновационные методы (метод интеллект-карт).

Формы организации деятельности обучающихся:

·индивидуальная;

·групповая.

Законы построения интеллект-карт :

1)четкая формулировка темы (идеи) интеллект-карты;

2)графическое изображение темы (идеи) в виде центрального образа, рисунка;

3)ассоциирование;

4)группировка ассоциаций по определенным признакам;

5)структурирование ассоциаций по определенным признакам;

6)графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу;

7)заполнение графической структуры;

8)оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся со словами;

9)выделение структуры – выделение ключевых ветвей цветными блоками;

10)установление объективных связей между блоками или их элементами.

 

Рисунок 2. Законы построения интеллект-карт

 

Применение интеллект-карт .

·Обучение. Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов (ЕГЭ – часть С). На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам).

·Концентрация. Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания.

·Запоминание. Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за "крючок" и все вспомнится; затратив при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими знаниями, чтозначительно усиливает эффективность запоминания и память в дальнейшем. Видение информации внутренним мысленным взором.

·Мышление. Хороший метод анализировать свои мысли. Мышление становится более четким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются.

При освоении метода интеллект-карт наиболее значимыми являются умения выделять объект изучения в центральном образе; основные темы, связанные с объектом изучения в виде ветвей; обозначать ветви ключевыми словами или образами; устанавливать логические связи между блоками.

 

Наиболее хорошо ребята научились выделять объект изучения в центральном образе и основные темы, связанные с объектом изучения в виде ветвей; недостаточно хорошо ими освоено обозначение ветвей ключевыми словами или образами и установление логических связей между блоками (рис.1).

 

 

Рисунок 3. Интеллект-карта по теме «Головоногие моллюски»

 

Список литературы:

1.Бьюзи Т. и Б. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. 304 с.: ил.

2.Бьюзи Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. 400 с.: ил.

3.Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. 336 с.: ил.



Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Галицкая И.М. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЛОГИЯ» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.

Вход на сайт

Электронный журнал
Твой дневник

Погода
Михайловка 

Поиск

Календарь

Наш опрос
Code
Спасибо, что вы дали высокую оценку нашему сайту. Новый опрос: Что заставляет вас учиться?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 76

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz